Октябрьские виадуки просто необходимо посетить ранней осенью и желательно в конце сентября - самом начале октября. В это время еще тепло, а листва на деревьях окрашивается в разноцветное шуршащее покрывало. Однако свое название виадуки получили не от “золотого” месяца, а от поселка, вблизи которого они расположились.
Виадук - это железнодорожный мост. Слово образовалось от знакомого нам с уроков истории “акведук”, которое означает канал для подачи воды. Если же разбирать слово подробно, то с латыни “aqua” мы легко переведем как воду, а “duco” - веду. Возвращаясь к виадуку, “via” с латыни переводится как “дорога”, отсюда и точный перевод - “мост по которому ездят поезда”.
Октябрьские виадуки - это два моста: Бартымский виадук (в поселке Бартым), который переброшен через овраг, по дну которого течет ручей Ирень, становясь крупнейшим притоком реки Сылва; и Сарсинский виадук (в поселки Большой Сарс), который оберегает приток реки Уфа - небольшую реку Сарс.
Виадуки привлекают своими сказочными видами, которые напоминают пейзажи волшебной страны. Попадая туда, невольно ждёшь, как из-за горизонта послышится гудок паровоза и стук его приближающихся колес. И только оглядев владения виадуков, замечаешь трещины на их бетонных конструкциях и деревья, пробивающиеся сквозь них.

Виадук в поселке Бартым состоит из 4 пролетов, а его длина составляет около 100 метров. Второй виадук расположился недалеко от поселка Большой Сарс в двадцати километрах от Бартыма. Он длиннее первого на два пролета и достигает 200 метров. Возле самой станции располагаются карьеры, в которых добывают доломит, а гуляя по окрестностям можно разглядеть окаменевшие останки древних обитателей здешних вод, что раньше наверняка были морем.
В наши дни Октябрьские виадуки одни из самых живописных и интересных инженерных конструкций, которые сохранились со времен 20 века.
Историческая справка
Октябрьские виадуки (а всего их семь) появились благодаря началу строительства Транссибирской магистрали, соединяющая Казань и Екатеринбург. Магистраль дублировала имеющуюся горнозаводскую дорогу, которая не справлялась с железнодорожным потоком между европейской и азиатской частью Российской империи в начале 20 века.

Новая железная дорога была введена в 1918 году осенью и пути соединились в районе станции Щучье озеро, где сейчас расположен посёлок в Октябрьском районе. В двадцати километров отсюда и был построен первый виадук. Однако сложность участков, где проходила железная дорога, не упрощало процесс строительства: холмистая местность Уральского хребта с многообразием оврагов и рек так и просила сконцентрироваться на прочных конструкциях. В результате было построено целых семь виадуков.
Спустя время проявился главный минус - сооруженные конструкции довольно быстро пришли в негодность и износились за пятьдесят лет, что послужило закрытию железной дороги.